Данила Медведев о Схеме старения для "Русского репортера"

Submitted by Валерия Прайд on Пнд, 03/11/2014 - 18:25

Нас попросил журналист Андрей Константинов рассказать о проекте "Системная схема старения человека". Данила Медведев, руководитель проекта, написал короткий текст, где крупными мазками описан пройденный путь. Ждем публикации в "Русском репортере"!

Наша схема — это ответ на вопрос "почему человек стареет?". Традиционно у геронтологов было два возможных ответа — либо "все связано со всем", поэтому понять старение невозможно, либо любимая теория конкретного геронтолога. Один говорит, что все дело в активных формах кислорода, другой возражает, что все дело в укорочении теломер.

С развитием генетики, геномики, а позднее протеомики, метаболомики и множества новых отчаянных попыток разобраться в изобилии данных, первый ответ трансформировался в мантру "нужно больше данных". Но, как не крути, а в плане понятного объяснения, как же именно молодой и здоровый организм со временем закономерно превращается в дряхлый и больной, геронтология мало продвинулась. Но если для ученых такая ситуация даже выгодна — нет предела научному познанию, можно продолжать и дальше изучать старение, отрабатывая гранты, то для сторонников продления жизни такая неопределенность смертельно опасна.

Более шести лет назад мы в Российском трансгуманистическом движении решили пролить свет на старение. Мы взялись за систематизацию имеющихся научных знаний по старению, сводя эти знания на одном большом белом листе бумаги.

Помню, что вдохновила меня схема круговорота воды в природе. Еще в 19-м веке никто не мог понять, откуда берется вода в горных источниках, ученые рисовали смешные схемы с подземными реками, текущими снизу вверх. Разобраться удалось только тогда, когда всю известную информацию о воде в природе нанесли на единую схему. Уже через два года ту схему стали называть "всем известная", еще через год появилась наука гидрология, в США создали министерство природных ресурсов, а через пять лет, вдохновленные новым пониманием, американцы заложили знаменитую плотину Гувера для гигантской ГЭС.

Для работы мы привлекли геронтологов и специалистов по отдельным аспектам старения. Почти все согласились помочь, хотя один известный специалист по старению, академик, свысока заметил, что считает любые схемы более, чем из трех элементов, бессмысленными. Но описывать старение цепочкой "родился - женился - умер" показалось бессмысленным уже нам. И вот схема начала расти и развиваться.

Что на выходе — понятно. Смерть и две возможные ее причины — остановка сердца или прекращение дыхания. Перед ними — целый букет старческих патологий. Но это уже результат старения. А вот как процесс начинается и как разворачивается в среднем возрасте — вот это по-настоящему интересно. На схеме видны такие интересные цепочки как "Хромосомные аберрации" и "Ишемическая болезнь сердца"...

Начав с чистого листа бумаги, мы вскоре перешли к компьютерных редакторам, а затем пришлось даже разработать собственный движок для визуализации комплексных процессов. Сейчас он поддерживает распределенную работу ученых, причем одновременно на нескольких языках. Последний писк моды — использование флипобкса — огромного интерактивного экрана, позволяющего отобразить схему целиком во всех деталях и тут же ее менять с помощью тач-интерфейса.

Я убежден — не поняв старение, остановить его невозможно. А если его понять и описать, то остановка старения становится чисто инженерной задачей. Любая из цепочек причинно-следственных связей может быть перерезана подходящим лекарством, генетическим вмешательством или небольшим изменением образа жизни.

Сейчас мы начинаем наносить на схему проявления старения, что впервые позволит проводить системную диагностику старения у человека. Ведь старение — это не одна цифра т. н. "биологического возраста", а ход разрушительных процессов по десяткам параллельных каскадов.

Следующий шаг — картирование вмешательств, то есть разнообразных методов и средств, способных замедлить отдельные разрушительные процессы, составляющие старение. Мы давно не верим в панацеи вроде ресвератрола или рапамицина, которые остановили бы старение одним ударом. Скорее всего, терапия старения будет комплексной, а значит гериатрам будущего и специалистам по персональной медицине потребуется комплексная схема всех процессов старения, адаптированная для конкретного человека, подобно тому как современные хирурги готовят операцию по 3d-сканам и 3d-моделям.

Думаю, что уже в следующем году появится возможность пройти комплексную диагностику старения, получив в качестве результата не просто набор цифр, а научно обоснованное понимание, как можно исправить ситуацию.